Рукописи произведений Л. Н. Толстого |
Рукописи произведений Л. Н. Толстого включают в себя: беловые рукописи, черновики, авторские корректуры художественных произведений, философско-религиозных трактатов, многочисленных статьей. Невозможно найти среди писателей всего мира, кто мог бы соперничать с Толстым в упорном труде над своими произведениями. Окончательный текст произведений Толстого рождался из огромного количества черновых набросков, начал, редакций, вариантов, которые отвергались автором безжалостно, пока не наступал момент хотя бы относительного удовлетворения тем, что выходило из-под его пера. Манеру многократного исправления и переработки написанного Толстой усвоил себе с самого начала своей писательской деятельности. Во время работы над повестью «Детство» он записал в дневнике: «Надо навсегда отбросить мысль писать без поправок. Три, четыре раза — это ещё мало». Этому правилу писатель следовал всю свою жизнь. Все без исключения произведения Толстого: романы, повести, детские рассказы, религиозно-философские трактаты, драматические произведения, публицистические статьи — носят на себе печать огромной творческой работы. Вот почему его рукописное наследие так велико — около полумиллиона листов. Обычно процесс работы писателя над тем или иным сочинением был таков: летом Толстой почти никогда не писал, дни его проходили в занятиях хозяйством, физическим трудом, крестьянской работой; осень же и особенно зима были временем его интенсивного творческого труда. Обычно подолгу Толстой вынашивал творческий замысел, прежде чем приняться за его осуществление. Иногда между замыслом и исполнением проходили годы... Это видно на примере создания романа «Анна Каренина». Вот что писала С. А. Толстая в своём дневнике 24 февраля 1870 г.: «Вчера вечером он <Толстой> мне сказал, что ему представился тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя. Он говорил, что задача его сделать эту женщину только жалкой и невиноватой и что, как только ему представился этот тип, так все лица и мужские типы, представлявшиеся прежде, нашли себе место и сгруппировались вокруг этой женщины». Прошло три года, прежде чем Толстой начал писать роман «Анна Каренина» (18-25 февраля 1873 г. был написан первый конспективный набросок всего романа). Процесс обдумывания нового произведения часто бывал для Толстого очень трудным. В письме А.А.Фету 17 ноября 1870 г. он признавался: «Я тоскую и ничего не пишу, а работаю мучительно. Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принуждён сеять. Обдумать и передумать всё, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать мильоны возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/1000000, — ужасно трудно». В процессе этой работы писатель набрасывал множество сжатых характеристик героев, тщательно обдумывал сюжет. При работе над «Войной и миром» определил даже твёрдую систему рубрик, по которым складывалось представление о том или ином персонаже: «имущественное» (положение), «общественное», «любовное», «поэтическое», «умственное», «семейственное». Почти всегда первый набросок нового произведения Толстой писал сам. Писал он в большинстве случаев очень убористо, неразборчиво, часто заполняя всё пространство, даже все уголки листа, иногда продолжая текст на случайных обрезках, на исписанной с одной стороны бумаге, на конвертах. Нередки случаи, когда уже в первом автографе текст настолько перерабатывался, что создавалась не одна, а две, три и более редакций. Вслед за автографом появлялась первая копия. Переписчиками были в первые годы писательской деятельности Толстого различные лица, а после женитьбы — С. А. Толстая, члены семьи, иногда друзья и гости, реже — платные переписчики; в последнее десятилетие жизни у Толстого был секретарь и рукописи копировались на пишущей машинке. Копия подвергалась коренной авторской переработке и вновь поступала к переписчику. Наконец, когда Толстой считал произведение законченным, создавалась тщательно подготовленная чистовая (беловая) рукопись, которая отправлялась в типографию. Такая рукопись называлась наборной: именно с неё в типографии набирался печатный текст. В процессе набора автору присылали корректуры, для того чтобы он проследил за правильностью набора. Чтение корректур, в ходе которого автор мог сделать незначительные исправления, для Толстого превращалось в новый этап работы над текстом. Об этом красноречиво говорит уже один внешний вид корректур «Войны и мира», «Анны Карениной», «Воскресения». На заключительной стадии работы над произведением для Толстого было особенно важно «искусство вычёркивания» всего лишнего, он вычёркивал целые абзацы текста, и только потому, что они, как считал автор, мешали развитию действия. Толстой заботился не о внешней отделке своих произведений, не о приглаживании стиля, а о том, чтобы выражение соответствовало в наибольшей степени замыслу, чтобы образ, картина, мысль стали ясны и ощутимы не только для автора, но и для читателей, о которых Толстой никогда не забывал. «Выразить словами то, что понимаешь, так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам, — дело самое трудное, и всегда чувствуешь, что далеко, далеко не достиг того, что должно и можно», — писал Толстой в дневнике 9 апреля 1890 г. Форма произведения была очень важна для автора — без совершенства формы, полагал Толстой, произведение не дойдёт до читателя, как бы ни было значительно его содержание. Рукописи Толстого уникальны, несравненны по полноте отражения в них процесса творческой работы, начиная с самых ранних беглых набросков и кончая последней авторской правкой художественного текста. Автографы писателя, правленные им копии и корректуры — это «свидетели живые» того сложного и длительного процесса, того подвижнического труда, в результате которого рождались литературные шедевры. Другая особенность рукописей Толстого заключается в том, что они фиксируют движение замыслов почти всех его произведений. Страницы рукописей с бесчисленными поправками, значками, отсылками, перемещениями текста дают возможность остановить «мгновения» творчества, заглянуть в «совершеннейшую умственную лабораторию» писателя, представить ход его мысли, уловить рождение сюжетов, образов, сцен, деталей в том «лабиринте сцеплений», который создаёт творческое воображение Толстого. Рукописи — правдивая и самая объективная летопись его труда, они могут рассказать о произведении гораздо глубже, достовернее и подробнее, чем многие научные статьи и книги. Но читать эти рукописи может далеко не каждый: во всём мире едва ли можно насчитать 2 десятка учёных, которые владеют искусством чтения рукописей Толстого. Образцы документов
|